
Ирина Шамсутдинова
«Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан
В декабре на сцене Нижнекамского государственного татарского драматического театра имени Т. Миннуллина прошла премьера спектакля «Аксак» («Хромой») по пьесе «Бичура» («Домовой») известного татарского писателя и драматурга Мансура Гилязова. Постановку спектакля осуществил башкирский режиссер Фиргат Гарипов.
Притча Мансура Гилязова, написанная в конце 1980-х годов и впервые поставленная в 1989 году на сцене Татарского театра имени Г. Камала (выпускная режиссерская работа Фарида Бикчантаева), заслуживает отдельного пристального анализа. Произведение повествует о встрече семидесятилетнего старика по кличке Хромой с Домовым. Автор, используя столь необычный сюжет, старается раскрыть мифологические, архетипические образы.
Пьесу можно рассматривать и как символистскую драму, где образ старика, его жены и их разрушенного дома, одиноко стоящего в опустевшей деревне, образ высохшего дерева, уже не дающего новые ростки, являются прототипом перестроечной и постперестроечной страны. Неслучайно одна из тем произведения ؕ– связь поколений, разительный разрыв между родителями и их детьми, история, память рода. И сегодня эта тема как никогда актуальна, память важна и даже спасительна для будущего поколения, затерявшегося в современном глобальном мировом пространстве.
Раскрывая конфликт поколений, тему исчезновения деревень, проблемы послевоенного времени, автор поднимает второй пласт – внутренний, субстанциональный. Именно тема потерянного, покинутого и уставшего человека, утратившего веру, становится основной в спектакле Фиргата Гарипова в Нижнекамском драмтеатре.
Старшее, «оставленное» поколение воплощено в образах Старика (Рустям Галиев), его жены (Гузель Шамарданова), Соседа (Раис Галиев), Соседки (Гульназ Фахразиева). Эти герои оказываются безымянными жителями такого же безымянного места, выжившие и добровольно оставшиеся после войны в глухой деревушке. Каждый из них – носитель своей трагической истории, той памяти, которая оставила отпечаток буквально на лицах этих героев, что очень точно передают актеры.
В этой связи режиссеру было важно создать на сцене не бытовые образы, показать не обыденное и естественное существование актеров, а образное, собирательное, местами граничащее с кукольностью: будто на сцене не живые герои драмы, а герои-маски. Маску бездушного и безрадостного человека позволили снять с себя только Старик и его Сосед, когда они обретали смысл, веру в Бога, веру во всепобеждающую силу внутреннего мира человека.
Совсем иное поколение – это молодежь, представленная в образах трех ярких актрис (парафраз на чеховских трех сестер) - Люзия Чупашева, Гузалия Рашитова, Нурсана Хусаинова. Героини – приезжие невестки, они не просто из другого города, они из другого мира. Казалось бы, какую роль они играют в действии пьесы, спектакля? Но вскоре выясняется, что именно с их появлением обостряются социальные и внутренние конфликты. Например, мать писала письмо своим сыновьям, чтобы они приехали проведать «сходящего с ума» отца, а приехали их жены. С одной из них родители и вовсе увиделись впервые.
Но пьеса выходит далеко за рамки социально-бытовой драмы, проблем отцов и сыновей. Право первого выхода принадлежит не главным героям, а невидимым силам, которые привносят хаос и дисгармонию в этот мир, разрушают спокойное человеческое существование. Это Черные духи – олицетворение отрицания и безверия главного героя.
О беспросветном будущем говорит сценография и цвето-световое оформление спектакля (художник Лилия Хисматуллина, художник по свету Александр Рязанцев, Санкт-Петербург). Сцена окутана полумраком, герои находятся на пепелище, ходят и зарывают себя в прах собственной разрушенной жизни, тяжелой молодости и одинокой старости. И именно такая земля способна породить Черные силы. Старик тщетно пытается бороться с ними, противостоять им, гонит их. Его борьба не приносит результата, духи его не слышат, не поддаются ему, а наоборот, связывают его и пытаются избавиться. Демонические образы, размеренно и неторопливо возникающие на сценической площадке, захватывают все пространство, сводят с ума Старика. Надо отметить, что все это очень точно решено пластически (пластика Александра Родионова, Уфа).
Вот-вот Черные духи окажутся победителями в этой борьбе. Но справиться с ними удается только Домовому (Рафиль Зайнуллин) – Хранителю дома. В этом полумраке коридор света появляется исключительно с выходом Домового. Спускаясь с чердака вниз по лестнице, Домовой оказывается не каким-либо мифическим существом, а вполне реальным, которому так хочется доверять. А ведь именно он в камзоле из лоскутков олицетворяет образ Хранителя человеческого рода, собирающего по крупицам (словно по кирпичикам) истории и события из жизни этих семей.
Тут Старику дается шанс собрать свою жизнь, склеить все то, что разбито и давно уже забыто. Но его жизнь была все время в борьбе: на войне, после войны выживание, голод, отъезд сыновей в город, сиротство деревни, одиночество, эскапизм. Вся жизнь Старика оказывается хромой, искалеченной.
Пройдя экзистенциальный путь, Хромой не обретает себя, а надевает на себя «маску» Всевышнего (в одной из финальных сцен главный герой надевает шапку Домового) и решает сам вершить судьбы людей и говорить им правду. Такую правду, которая оказывается для окружающих губительна. Только Сосед обретает веру, пульс собственной жизни, а в ответ ему летят слова Старика о том, что он здесь гость, что это не его дом, не его жена. «Ты, контуженный, забрел в нашу деревню и поселился в доме соседки, которая потеряла на войне своего мужа и всех своих сыновей», – стреляет словно словами-кинжалами Старик. И вот Сосед уже стоит на той самой лестнице, распятый и уничтоженный пронзительными словами.
И если вначале Хромой борется с Черными духами, то затем он затевает борьбу против Домового. «Куркак» (трус), – вскрикивает Старик вслед Домовому. Но душераздирающее «куркак» – это больше обращение к самому себе. Старик, хромая, все время бежал от себя, бежал от Него, не верил в Него, проклинал, прогонял. Прогонял и не верил еще от того, что не верили самому Старику, не поддерживали, смеялись…
В финале Домовой покидает героя, уходит от людей. А к Старику приходит смирение. Только не принятие и созидание, а абсолютное отречение и потеря веры. Оттого в финале Хромой, смотря «невидящими» глазами в зрительный зал, принимает свое абсолютное одиночество, не сопротивляется буйству черных духов, окончательно разрушающих его дворовые постройки.
«Остались Хромой и его жена под открытым небом. Ярко светило солнце, потом вдруг налетели тучи и пошёл дождь. Сверкнула молния. Неожиданно крупными хлопьями пошёл снег. Появилась радуга. Старикам стало холодно, они накрылись одеялом. А дождь шел вместе со снегом, и радуга была, и молния сверкала, солнце светило ярко-ярко – всё это в месте, будто нарушился в этот день один из естественных законов мироздания», – пишет автор в пьесе.
Апокалиптический финал пьесы в спектакле решен немного иначе: смиренный старик, взяв на себя роль творящего, подходит к печке, которая уже не способна, как прежде, согревать своим теплом человека. Но, не сумев ее зажечь, обессиленный, он движется дальше. Тогда Домовой, спускаясь по лестнице вниз с чердака, произнося финальные слова о гармонии в мире, о человеческой ответственности, повторяет те же действия Старика. Только в этот раз из печки выходит животворящий дым, заряженный огненным светом. Он будто вдыхает в нее жизнь.
Освещенная во мраке фигура Домового и горящая печка становятся символом неугасающей жизни, но такой выстраданной, мучительной и смиренной. Оттого еще глубже проникает в душу сдержанная, но волнующая мелодия (композитор – Урал Идельбаев); мелодия, символизирующая тяжелый путь вверх, по лестнице, которая неподвижно, но очень величественно все действие стояла на сцене.
Фото: Рамис Нажмиев
Ирина Шамсутдинова родилась в Уфе. Театровед, театральный критик. Преподаватель кафедры теории и истории искусства Уфимского государственного института искусств имени З. Исмагилова
«Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан
В декабре на сцене Нижнекамского государственного татарского драматического театра имени Т. Миннуллина прошла премьера спектакля «Аксак» («Хромой») по пьесе «Бичура» («Домовой») известного татарского писателя и драматурга Мансура Гилязова. Постановку спектакля осуществил башкирский режиссер Фиргат Гарипов.
Притча Мансура Гилязова, написанная в конце 1980-х годов и впервые поставленная в 1989 году на сцене Татарского театра имени Г. Камала (выпускная режиссерская работа Фарида Бикчантаева), заслуживает отдельного пристального анализа. Произведение повествует о встрече семидесятилетнего старика по кличке Хромой с Домовым. Автор, используя столь необычный сюжет, старается раскрыть мифологические, архетипические образы.
Пьесу можно рассматривать и как символистскую драму, где образ старика, его жены и их разрушенного дома, одиноко стоящего в опустевшей деревне, образ высохшего дерева, уже не дающего новые ростки, являются прототипом перестроечной и постперестроечной страны. Неслучайно одна из тем произведения ؕ– связь поколений, разительный разрыв между родителями и их детьми, история, память рода. И сегодня эта тема как никогда актуальна, память важна и даже спасительна для будущего поколения, затерявшегося в современном глобальном мировом пространстве.
Раскрывая конфликт поколений, тему исчезновения деревень, проблемы послевоенного времени, автор поднимает второй пласт – внутренний, субстанциональный. Именно тема потерянного, покинутого и уставшего человека, утратившего веру, становится основной в спектакле Фиргата Гарипова в Нижнекамском драмтеатре.
Старшее, «оставленное» поколение воплощено в образах Старика (Рустям Галиев), его жены (Гузель Шамарданова), Соседа (Раис Галиев), Соседки (Гульназ Фахразиева). Эти герои оказываются безымянными жителями такого же безымянного места, выжившие и добровольно оставшиеся после войны в глухой деревушке. Каждый из них – носитель своей трагической истории, той памяти, которая оставила отпечаток буквально на лицах этих героев, что очень точно передают актеры.
В этой связи режиссеру было важно создать на сцене не бытовые образы, показать не обыденное и естественное существование актеров, а образное, собирательное, местами граничащее с кукольностью: будто на сцене не живые герои драмы, а герои-маски. Маску бездушного и безрадостного человека позволили снять с себя только Старик и его Сосед, когда они обретали смысл, веру в Бога, веру во всепобеждающую силу внутреннего мира человека.
Совсем иное поколение – это молодежь, представленная в образах трех ярких актрис (парафраз на чеховских трех сестер) - Люзия Чупашева, Гузалия Рашитова, Нурсана Хусаинова. Героини – приезжие невестки, они не просто из другого города, они из другого мира. Казалось бы, какую роль они играют в действии пьесы, спектакля? Но вскоре выясняется, что именно с их появлением обостряются социальные и внутренние конфликты. Например, мать писала письмо своим сыновьям, чтобы они приехали проведать «сходящего с ума» отца, а приехали их жены. С одной из них родители и вовсе увиделись впервые.
Но пьеса выходит далеко за рамки социально-бытовой драмы, проблем отцов и сыновей. Право первого выхода принадлежит не главным героям, а невидимым силам, которые привносят хаос и дисгармонию в этот мир, разрушают спокойное человеческое существование. Это Черные духи – олицетворение отрицания и безверия главного героя.
О беспросветном будущем говорит сценография и цвето-световое оформление спектакля (художник Лилия Хисматуллина, художник по свету Александр Рязанцев, Санкт-Петербург). Сцена окутана полумраком, герои находятся на пепелище, ходят и зарывают себя в прах собственной разрушенной жизни, тяжелой молодости и одинокой старости. И именно такая земля способна породить Черные силы. Старик тщетно пытается бороться с ними, противостоять им, гонит их. Его борьба не приносит результата, духи его не слышат, не поддаются ему, а наоборот, связывают его и пытаются избавиться. Демонические образы, размеренно и неторопливо возникающие на сценической площадке, захватывают все пространство, сводят с ума Старика. Надо отметить, что все это очень точно решено пластически (пластика Александра Родионова, Уфа).
Вот-вот Черные духи окажутся победителями в этой борьбе. Но справиться с ними удается только Домовому (Рафиль Зайнуллин) – Хранителю дома. В этом полумраке коридор света появляется исключительно с выходом Домового. Спускаясь с чердака вниз по лестнице, Домовой оказывается не каким-либо мифическим существом, а вполне реальным, которому так хочется доверять. А ведь именно он в камзоле из лоскутков олицетворяет образ Хранителя человеческого рода, собирающего по крупицам (словно по кирпичикам) истории и события из жизни этих семей.
Тут Старику дается шанс собрать свою жизнь, склеить все то, что разбито и давно уже забыто. Но его жизнь была все время в борьбе: на войне, после войны выживание, голод, отъезд сыновей в город, сиротство деревни, одиночество, эскапизм. Вся жизнь Старика оказывается хромой, искалеченной.
Пройдя экзистенциальный путь, Хромой не обретает себя, а надевает на себя «маску» Всевышнего (в одной из финальных сцен главный герой надевает шапку Домового) и решает сам вершить судьбы людей и говорить им правду. Такую правду, которая оказывается для окружающих губительна. Только Сосед обретает веру, пульс собственной жизни, а в ответ ему летят слова Старика о том, что он здесь гость, что это не его дом, не его жена. «Ты, контуженный, забрел в нашу деревню и поселился в доме соседки, которая потеряла на войне своего мужа и всех своих сыновей», – стреляет словно словами-кинжалами Старик. И вот Сосед уже стоит на той самой лестнице, распятый и уничтоженный пронзительными словами.
И если вначале Хромой борется с Черными духами, то затем он затевает борьбу против Домового. «Куркак» (трус), – вскрикивает Старик вслед Домовому. Но душераздирающее «куркак» – это больше обращение к самому себе. Старик, хромая, все время бежал от себя, бежал от Него, не верил в Него, проклинал, прогонял. Прогонял и не верил еще от того, что не верили самому Старику, не поддерживали, смеялись…
В финале Домовой покидает героя, уходит от людей. А к Старику приходит смирение. Только не принятие и созидание, а абсолютное отречение и потеря веры. Оттого в финале Хромой, смотря «невидящими» глазами в зрительный зал, принимает свое абсолютное одиночество, не сопротивляется буйству черных духов, окончательно разрушающих его дворовые постройки.
«Остались Хромой и его жена под открытым небом. Ярко светило солнце, потом вдруг налетели тучи и пошёл дождь. Сверкнула молния. Неожиданно крупными хлопьями пошёл снег. Появилась радуга. Старикам стало холодно, они накрылись одеялом. А дождь шел вместе со снегом, и радуга была, и молния сверкала, солнце светило ярко-ярко – всё это в месте, будто нарушился в этот день один из естественных законов мироздания», – пишет автор в пьесе.
Апокалиптический финал пьесы в спектакле решен немного иначе: смиренный старик, взяв на себя роль творящего, подходит к печке, которая уже не способна, как прежде, согревать своим теплом человека. Но, не сумев ее зажечь, обессиленный, он движется дальше. Тогда Домовой, спускаясь по лестнице вниз с чердака, произнося финальные слова о гармонии в мире, о человеческой ответственности, повторяет те же действия Старика. Только в этот раз из печки выходит животворящий дым, заряженный огненным светом. Он будто вдыхает в нее жизнь.
Освещенная во мраке фигура Домового и горящая печка становятся символом неугасающей жизни, но такой выстраданной, мучительной и смиренной. Оттого еще глубже проникает в душу сдержанная, но волнующая мелодия (композитор – Урал Идельбаев); мелодия, символизирующая тяжелый путь вверх, по лестнице, которая неподвижно, но очень величественно все действие стояла на сцене.
Фото: Рамис Нажмиев
Ирина Шамсутдинова родилась в Уфе. Театровед, театральный критик. Преподаватель кафедры теории и истории искусства Уфимского государственного института искусств имени З. Исмагилова
21.03.2023
Другие новости
21 марта – международный день кукольника
Видео об истории Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ в рассказе Ольги Леонидовны Глазуновой
21.03.2025
Опубликован список участников интентива «Точка роста»
Отбор прошли 27 молодых актеров из западных приграничных регионов
21.03.2025
СТД РФ начинает прием заявок на стипендии для наиболее талантливых студентов
Приглашаем студентов старших курсов очной формы обучения государственных театральных вузов и учащихся старших курсов средних специальных театральных учебных заведений
20.03.2025
Идет прием заявок на стипендии Правительства РФ для молодых деятелей культуры и искусства в 2025 году
Подать заявку можно до 24 марта
20.03.2025