Елена Жатько
XIV Канская театральная лаборатория «Замысел – мечта»
1-3 декабря состоялась XIV Канская театральная лаборатория «Замысел – мечта», которая давно стала традиционной и долгожданной не только для Канска, но и далеко за пределами Красноярского края. Лекции, обсуждения спектаклей со зрителями и театральными критиками, семинары, открытие новых имён и пьес – делает лабораторию настоящей экспериментальной площадкой, которая расширяет границы периферийного театра.
В этом году в программу были внесены коррективы, связанные с приездом экспертов фестиваля «Театральная весна – 2024». Критики Ксения Аитова, Мария Кожина и Анна Шавгарова вместе со зрителями посмотрели два спектакля Анастасии Неупокоевой. Исходным событием её «песенной притчи» «О Старике, Старухе и Золотой рыбке» становится потеря ребёнка главной героиней, вовсе не старухи, а молодой женщины. У персонажей появляются имена (Лёня – Алексей Карпов и Матрена – Дарья Акимова), а их линия судьбы – от знакомства и до смерти – становится каркасом пушкинской истории. Для работы над спектаклем были приглашены сказитель-консультант Александр Маточкин и эксперт по русской традиции Елизавета Тюгаева.
Второй спектакль Неупокоевой «Волки и овцы» визуально насыщен благодаря находкам художницы Елены Турчаниновой. На сцене появляются портреты Островского: сначала небольшого размера, потом больше, и наконец, огромное изображение кисти Василия Перова. Внимательный взгляд драматурга направлен в зрительный зал, а за его спиной – киноэкран, где то змейкой убегает поезд, то появляются кадры с крупными планами геров.
Первый эскиз «Леди Макбет Мценского уезда» представил Михаил Лебедев. На основной сцене театра он разворачивает эффектное действие, сжато пересказывая сюжет повести Николая Лескова. Через синтез элементов хоррора и динамического монтажа режиссёр попытался проиллюстрировать духовное разложение главной героини Катерины Львовны. Импульсивная Леди Макбет Полины Беляниной совершает череду убийств будто играючи. Но спектакль не погружен во мрак, аллегорические приёмы делают его красочной экшн-игрой, в которой также приняли участие: Олег Мичков, Виталий Полозов, Руслан Губарев, Лидия Иванова и Анастасия Проскурина.
«Любовь» − второй эскиз по одноимённому, новейшему рассказу Николая Коляды представила Анна Куликова. Режиссёр удачно сумела подчинить прозу законам сцены, грамотно распределив текст между персонажами. Среди них запоминающимся стал дуэт кассирш из супермаркета в исполнении актрис Юлии Казак и Екатерины Гарнец. «Федя был такой красивый. Он был такой красивый. Ну, слов нет, какой он был красавец. Гад и паразит», − Александр Борисков играет Федю-Кена, разбивающего сердца юных девиц, в том числе и 19-летней мечтательницы Любы (Ольга Лукахина). Эскиз получился вполне завершённой новеллой, напрашивающейся стать частью антологии по произведениям Николая Коляды.
Любопытным получился третий эскиз лаборатории «Два брата» по малоизвестной пьесе Михаила Лермонтова. Эстетически насыщенная работа Анны-Ксении Вишневской открыла для канского зрителя Лермонтова-драматурга. История страсти, преступных желаний, противостояния двух братьев (Алексей Адаменко и Сергей Ботвенко) развернулась в фойе театра, на фоне фотогалереи актёров. Здесь поместилось множество предметов и деталей: зеркало, гримировальный столик, стулья, синтезатор, красная ткань, дерево-светильник из бисера, стеклянные подвески для люстры, картины и даже таз с глиной, которой измазываются герои. Кроме отца братьев Дмитрия Петровича (Владимир Сальников), Веры (Татьяна Шевченко) и князя (Алексей Карпов) в сюжет включен выдуманный персонаж с перьями на пиджаке (Евгений Музыка) - бог, ангел - падший или нет, дьявол или одержимый скульптор, следящий за судьбами персонажей.
Последним эскизом Яны Селезневой «Море. Звёзды. Олеандр» завершился смотр работ. Зрительный зал переместился на сцену, а само действие – на пространство позади основной площадки, на арьерсцену. Из пьесы-монолога Марии Малухиной выросли герои: две близняшки в белых платьях Дашка (Дарья Акимова) и её Внутренний голос (Евгения Коземирская), красавица Алиса (Инесса Каминская) и Дима (Андрей Молоков). Мрачная история о насилии, убийстве, подростковой инаковости, сомнениях сглаживается благодаря красивому пластическому рисунку и самоиронии. Ловко Дима стягивает кроссовки и носки с Алисы, по-детски трогательно Дашка вытряхивает песок из плавок, а неуклюжее кувыркание выглядит как попытка героев изучить тела друг друга.
Режиссёры работали над текстами самостоятельно, без помощи драматургов или художников. Тот творческий симбиоз, который в результате возник, между ними и актёрами говорит о главной удаче лаборатории. Диалог случился и со зрителями, которые эмоционально принимали участие в обсуждениях, делились впечатлениями, спорили, задавали вопросы, и конечно, голосовали за понравившийся эскиз. Это помогло театру остановить свой выбор на двух работах: «Любовь» и «Море. Звёзды. Олеандр». Истории можно объединить в своеобразный диптих, где похожие обстоятельства представлены в разных жанрах. Интересно что и стилистически постановки близки. Какая судьба их ждёт, и какой эскиз вырастет в полноценный спектакль покажет, наверное, следующий сезон. И хотя именно возможность поставить спектакль подталкивает режиссёров к участию, главное в Канской лаборатории видится в другом. В миссии создать живой диалог, где зрители становятся непосредственными свидетелями создания спектакля.
Елена Жатько — выпускница Харьковского университета искусств им. И. Котляревского и магистратуры Харьковской академии культуры, драматург.
XIV Канская театральная лаборатория «Замысел – мечта»
1-3 декабря состоялась XIV Канская театральная лаборатория «Замысел – мечта», которая давно стала традиционной и долгожданной не только для Канска, но и далеко за пределами Красноярского края. Лекции, обсуждения спектаклей со зрителями и театральными критиками, семинары, открытие новых имён и пьес – делает лабораторию настоящей экспериментальной площадкой, которая расширяет границы периферийного театра.
В этом году в программу были внесены коррективы, связанные с приездом экспертов фестиваля «Театральная весна – 2024». Критики Ксения Аитова, Мария Кожина и Анна Шавгарова вместе со зрителями посмотрели два спектакля Анастасии Неупокоевой. Исходным событием её «песенной притчи» «О Старике, Старухе и Золотой рыбке» становится потеря ребёнка главной героиней, вовсе не старухи, а молодой женщины. У персонажей появляются имена (Лёня – Алексей Карпов и Матрена – Дарья Акимова), а их линия судьбы – от знакомства и до смерти – становится каркасом пушкинской истории. Для работы над спектаклем были приглашены сказитель-консультант Александр Маточкин и эксперт по русской традиции Елизавета Тюгаева.
Второй спектакль Неупокоевой «Волки и овцы» визуально насыщен благодаря находкам художницы Елены Турчаниновой. На сцене появляются портреты Островского: сначала небольшого размера, потом больше, и наконец, огромное изображение кисти Василия Перова. Внимательный взгляд драматурга направлен в зрительный зал, а за его спиной – киноэкран, где то змейкой убегает поезд, то появляются кадры с крупными планами геров.
Первый эскиз «Леди Макбет Мценского уезда» представил Михаил Лебедев. На основной сцене театра он разворачивает эффектное действие, сжато пересказывая сюжет повести Николая Лескова. Через синтез элементов хоррора и динамического монтажа режиссёр попытался проиллюстрировать духовное разложение главной героини Катерины Львовны. Импульсивная Леди Макбет Полины Беляниной совершает череду убийств будто играючи. Но спектакль не погружен во мрак, аллегорические приёмы делают его красочной экшн-игрой, в которой также приняли участие: Олег Мичков, Виталий Полозов, Руслан Губарев, Лидия Иванова и Анастасия Проскурина.
«Любовь» − второй эскиз по одноимённому, новейшему рассказу Николая Коляды представила Анна Куликова. Режиссёр удачно сумела подчинить прозу законам сцены, грамотно распределив текст между персонажами. Среди них запоминающимся стал дуэт кассирш из супермаркета в исполнении актрис Юлии Казак и Екатерины Гарнец. «Федя был такой красивый. Он был такой красивый. Ну, слов нет, какой он был красавец. Гад и паразит», − Александр Борисков играет Федю-Кена, разбивающего сердца юных девиц, в том числе и 19-летней мечтательницы Любы (Ольга Лукахина). Эскиз получился вполне завершённой новеллой, напрашивающейся стать частью антологии по произведениям Николая Коляды.
Любопытным получился третий эскиз лаборатории «Два брата» по малоизвестной пьесе Михаила Лермонтова. Эстетически насыщенная работа Анны-Ксении Вишневской открыла для канского зрителя Лермонтова-драматурга. История страсти, преступных желаний, противостояния двух братьев (Алексей Адаменко и Сергей Ботвенко) развернулась в фойе театра, на фоне фотогалереи актёров. Здесь поместилось множество предметов и деталей: зеркало, гримировальный столик, стулья, синтезатор, красная ткань, дерево-светильник из бисера, стеклянные подвески для люстры, картины и даже таз с глиной, которой измазываются герои. Кроме отца братьев Дмитрия Петровича (Владимир Сальников), Веры (Татьяна Шевченко) и князя (Алексей Карпов) в сюжет включен выдуманный персонаж с перьями на пиджаке (Евгений Музыка) - бог, ангел - падший или нет, дьявол или одержимый скульптор, следящий за судьбами персонажей.
Последним эскизом Яны Селезневой «Море. Звёзды. Олеандр» завершился смотр работ. Зрительный зал переместился на сцену, а само действие – на пространство позади основной площадки, на арьерсцену. Из пьесы-монолога Марии Малухиной выросли герои: две близняшки в белых платьях Дашка (Дарья Акимова) и её Внутренний голос (Евгения Коземирская), красавица Алиса (Инесса Каминская) и Дима (Андрей Молоков). Мрачная история о насилии, убийстве, подростковой инаковости, сомнениях сглаживается благодаря красивому пластическому рисунку и самоиронии. Ловко Дима стягивает кроссовки и носки с Алисы, по-детски трогательно Дашка вытряхивает песок из плавок, а неуклюжее кувыркание выглядит как попытка героев изучить тела друг друга.
Режиссёры работали над текстами самостоятельно, без помощи драматургов или художников. Тот творческий симбиоз, который в результате возник, между ними и актёрами говорит о главной удаче лаборатории. Диалог случился и со зрителями, которые эмоционально принимали участие в обсуждениях, делились впечатлениями, спорили, задавали вопросы, и конечно, голосовали за понравившийся эскиз. Это помогло театру остановить свой выбор на двух работах: «Любовь» и «Море. Звёзды. Олеандр». Истории можно объединить в своеобразный диптих, где похожие обстоятельства представлены в разных жанрах. Интересно что и стилистически постановки близки. Какая судьба их ждёт, и какой эскиз вырастет в полноценный спектакль покажет, наверное, следующий сезон. И хотя именно возможность поставить спектакль подталкивает режиссёров к участию, главное в Канской лаборатории видится в другом. В миссии создать живой диалог, где зрители становятся непосредственными свидетелями создания спектакля.
Елена Жатько — выпускница Харьковского университета искусств им. И. Котляревского и магистратуры Харьковской академии культуры, драматург.
17.12.2023
Другие новости
Владимир Машков встретился с председателем Тюменского регионального отделения СТД РФ
Председатель СТД РФ в Тобольске провел творческую встречу с театральным сообществом Тюменской области, а также пообщался с представителями Тюменского регионального отделения
13.11.2024
Утверждено Положение «О премиях Председателя и Сопредседателя СТД РФ»
Премии будут вручаться творческим личностям в возрасте до 35 лет по итогам прошедшего театрального сезона
13.11.2024
День рождения Давида Семеновича Бурмана
Сегодня празднует день рождения Секретарь СТД РФ Давид Семенович Бурман
13.11.2024
Принято новое Положение о стипендиях СТД РФ для учащихся творческих вузов
С 2025 года студенты творческих вузов смогут сами подавать заявки на стипендии Союза театральных деятелей России
13.11.2024