Анжелика Эверстова
«Земля Веры – Баргуджин Тукум» Анастасии Дружининой, Бурятский театр оперы и балета, режиссер-хореограф Hикитa Дмитpиeвcкий
В мае 2023 года к 100-летию республики Бурятский театр оперы и балета представил национальный балет «Земля Веры – Баргуджин Тукум». Спектакль повествует о двух влюблённых душах, путешествующих между мирами в бесконечном цикле перерождений. Постановочнyю paбoтy ocyщecтвил мocкoвcкий peжиccep-xopeoгpaф Hикитa Дмитpиeвcкий; автором либретто выступил драматург, прозаик и публицист Геннадий Башкуев. Композитор – Анастасия Дружинина, художник по костюмам – Татьяна Тышкенова.
Спектакль основан на бурятской мифологии, на культуре и верованиях бурятского народа. В нём шаманизм и буддизм переплетаются, связывают два бурятских мира – мир древний, дикий, распростёртый под Бескрайним Вечным Небом Тенгри, и мир новый, гармоничный, сосредоточенный в величественных стенах дацана. Это не противостояние, это переход, перерождение.
Действие первое
Баргуджин Тукум – это мифическая страна из монгольского и бурятского фольклора, древняя родина бурят возле священного озера Байкал. Это начало всех монгольских народов. По преданиям, именно с земель Баргуджин Тукум монгольские ханы привозили себе первых жён. Она предстаёт перед нами «как земля Баргу, а также Баргуджин Тукум, где шаманов больше всего» (Рашид-ад-Дин, XIII век). Шаманизм, перворелигия «лесных народов» восточнее моря (Далай, Тенгис, Ламу, Байкал), царила в таежной стране вплоть до позднего средневековья. «Но буряты гораздо раньше этого времени были знакомы с ламаизмом через соседнюю Монголию» (Базар Барадин). В этой стране встретились два крыла протобурятских племен, шаманизм и буддизм, носителями которых являются главные герои.
И именно с шаманского ритуального танца начинается спектакль: на вершине горы возложен из камней обоо – святилище, место пребывания духа местных земель, и здесь проводят священный праздник Тайлган – ритуал чествования богов. Баргуджин Тукум стоит на краю света и тьмы – мир чёрно-белый, это мир шаманов и духов. И здесь тройка духов (Евгения Цыренова, Михаил Овчаров и Экер Хунакаа), свита Эрлик-хана – хозяина Нижнего мира, вознесёт Тэнгэрин Уула – Небесную Башню, цитадель духов. Троица подгоняет души простолюдинов, они несут камни и возводят Тэнгэрин Уула прямо на месте обоо. Вскоре Башня привлекает Теней – һүүдэр (судэр), это пустотелые оболочки людей, потерявшие своих хозяев. Души и Тени исполняют ритуальный танец – Души падают с выступа Небесной Башни, застывшие в вечной агонии, а Тени ловят их у самой земли и возвращают обратно на Тэнгэрин Уула. Танец прерывается, на сцену выносят три клетки, в которых заперты особенные Души. Их лица закрыты масками. За масками – Тумэн (Эльдар Ванданов) и Асуйхан (Оюна Кынзыбеева), главные герои спектакля. В третьей клетке – ещё одна Тень (Алина Нимаева) – һунэһэн (сунэсэн), связанная с телом, она несвободна и выступает свидетелем битвы между Тумэном и Асуйхан. Һунэһэн, или на языке саха – салгын-кут, вторая душа человека, способна покидать физическое тело и отправляться в скитания по миру. По вере Тенгри, һунэһэн могла покинуть человека во сне, или если человека сильно испугать. Она эфемерна и уязвима, точно воздух – салгын. А потому духи-стражи стерегут её, запертые в человеческих телах. Стражи окружили сцену, на которой происходит битва между Тумэном и Асуйхан. В поединке происходит сближение двух Душ, в азарте они срывают друг с друга маски – Тумэн поражён красотой Асуйхан, а она, воспользовавшись заминкой, наносит последний удар. Поединок прерывает обряд жертвоприношения: третью Душу-һунэһэн, связанную ремнями, стражи швыряют перед тотемом Волка. Һунэһэн – душа-беглянка, злые духи могут украсть и запереть её, тогда человек тяжело болеет и медленно умирает. Однако смерть – не худший исход: зло способно проклясть или поглотить Һунэһэн. Последнее и происходит с несчастной.
Смена обстановки. Деву Асуйхан из рода чингизидов выдают замуж. Она восседает на троне, укутанная в шелка и меха, лицо её закрыто бисерной накидкой. Её многочисленные косы, символизирующие отрочество, заплетают в две: они простираются во все уголки Баргуджин Тукум и словно связывают между собой множество родов – это единство народа. Кланы объединились, чтобы покончить с междоусобными распрями раз и навсегда. Сёстры и подруги Асуйхан поют ей песнь – прощальный плач. Асуйхан оставляет свою юность позади и становится матроной. О её грядущей свадьбе объявлено тридцатью тремя стрелами. Мэргэны – лучники, запускают во все стороны света стрелы с привязанными к ним свистунами. Асуйхан подаёт одному лучнику – по всей видимости, жениху – стрелу из своего колчана. Именно её и находит отшельник Тумэн, восседающий на древнем обоо с посохом в руке. Он видит в вонзившейся в землю у его ног стреле знак судьбы и отправляется на поиски того, кому она принадлежит.
В это время в честь свадьбы объявлен турнир – Годоһон. Мужчины дерутся без помощи рук только ногами в сапогах-годоһон. Асуйхан восседает на троне – зритель не видит её лица, но по её величественной и мрачной фигуре можно понять, что она глубоко несчастна, и лишь играет отведённую ей роль. Пусть она и стоит теперь во главе рода, она несвободна. И даже появление му-шубуун – злых духов-птиц её не тревожит. Она позволяет му-шубуун посеять раздор в ряды мужчин, даёт им околдовать их, и бездействует, даже когда духи-птицы начинают раздирать тело её жениха. Однако он не погибает – мужчины вскоре пробуждаются от колдовства и спасают его. А может ли быть, что му-шубуун призвала сама Асуйхан?.. Разбитая несчастьем, охваченная злостью, она призвала на священное место силы обоо злых духов, привлекла их внимание. Ведь му-шубуун – это души невест, что когда-то пожрали печень своих женихов и превратились в чудищ. Быть может, му-шубуун пришли позвать Асуйхан с собой – на волю, на свободу, навстречу чёрному небу земель Эрлик-хана… Их танец – танец смерти. Но угрозу они представляют только мужчинам. Сёстры и подруги Асуйхан глядят на битву из-за её спины, спрятавшись за длинными косами и высоким троном госпожи. Они напуганы, но не смеют действовать без веления Асуйхан.
В самый разгар танца му-шубуун на сцену выходит вдруг Отшельник. Он одет в лохмотья, хромает, опирается на деревянный посох и держит в руках стрелу жениха Асуйхан – это шаман. Он разгоняет злых духов и медленно движется к Асуйхан, восседающей на троне. Он словно просит чего-то, но слова его неразличимы. Вдруг, когда он уже почти дошёл до престола, жених-нукер, воин, срывает с него капюшон – это вовсе не шаман, это Тумэн. Его одежды отличаются от народа Асуйхан. Он чужак, и что ещё хуже – он другой веры. Воины набрасываются на него одновременно, и каждого из них Тумэн валит на спину, но не убивает. Наконец, когда жених Асуйхан падает на землю, время вдруг останавливается – сёстры и подруги Асуйхан протянули к ней руки, пытаясь удержать, но Тумэн вырывает её из оков тяжёлых одежд и уносит с собой в неизвестность.
Вновь смена обстановки. Из пелены белой массы кто-то пытается вырваться. Это две души – Тумэн и Асуйхан. Тумэн бережно ведёт её под руку, пробираясь сквозь молочную пелену Юртэмсэ-Вселенной. Через узкий тёмный коридор времени они вырываются из мира Тенгри, из мира Эрлик-хана. Их движения скованы, они помогают друг другу и, словно младенцы, делают первые шаги. Из тьмы через муки и страдания рождается новое. Тумэн выходит чуть вперёд – он даёт Асуйхан обернуться. Асуйхан глядит с тоской на чёрно-белую степь, оставшуюся позади. Тумэн протягивает ей свою руку. Она колеблется, но принимает её и покидает мир Тэнгэри (бур. Тенгри) навсегда.
Действие второе
Зритель видит рождение Пяти Первоэлементов, возникновение из Хаоса всего земного по буддийским воззрениям. Из неясных очертаний мира, из движения человеческих Душ и Теней зарождается новая мысль, новый человек, новый ритм – возникают части единого целого.
Из круга Душ и Теней выходят Тумэн и Асуйхан. Они танцуют только друг для друга, и их танец – это зарождение нового большого чувства. Они узнают друг друга, сближаются: Тумэн пытается покрасоваться, демонстрируя свою силу и поднимая огромный камень, но Асуйхан в этот момент даже не смотрит на него – её взгляд направлен на золотое кольцо, нависшее над их головами. Это Сансара. Она тоскливо оглядывает стены нового измерения – это субурган, их окружают молитвенные барабаны, буряадаар хүрдэ. Она мечется в сомнении, в сожалении, но Тумэн ловит её в свои объятия и утешает. Он отводит её в сторону, чтобы не мешать Душам, несущим дары в сакральное место. В мире буддизма нет противостояния чёрного и белого, здесь – гармония цветов, их мирное сосуществование, дополнение друг друга. Стены сотворены из бесконечных узлов, и свет, заливающий субурган, мягкий, золотистый, успокаивающий. Асуйхан пытается понять новое, доселе неясное ей чувство – любовь. Любовь – это Юртэмсэ. Любовь – это космос, бесконечность. Любовь – это совершенство. Но путь к совершенству извилист и тернист. Прежде, чем познать Любовь, Асуйхан нужно одолеть своё тёмное «Я» – свою Тень.
Неожиданно процессию разгоняют три Духа-стража. Один из них сбрасывает маску – это чёрная Тень, двойник Асуйхан (Елена Дамбаева). Она бросает ей вызов. Асуйхан и её Тень кланяются друг другу, и начинается битва. Тумэн и Духи-стражники не вмешиваются, удерживая другие Души, что наблюдают за поединком.
Асуйхан свирепа и бесстрашна. Она сильна, но её Тень – её копия. Их битва напоминает схватку волчиц. Они не уступают друг другу ни в чём. Но Тень бесплотна и тяжела, а душа Асуйхан легка, словно воздух. Вскоре она выбивается из сил и падает на землю. Тумэн не может ей помочь – это бой Асуйхан, это её бой с самой собой. Асуйхан готова уже сдаться, но слышит спасительную мелодию. Это свистит природная флейта – раковина, неизменный атрибут буддийских молебнов. Тонкий нежный свист ветра в раковине придаёт Асуйхан сил, и она набрасывается на свою Тень. В мелодию флейты вливаются морин хуур и аман хуур – символ Тэнгэри, символ древнего мира. Зрители слышат отдалённое пение хоомей – горловое пение. Расплетённые волосы Асуйхан кружатся в воздухе, следуя за её смертоносным танцем, словно шлейф. Она в своей стихии. Последний выпад – и Тень бросает своё оружие, поверженная. Асуйхан, наконец, свободна.
Тумэн бежит к возлюбленной, и они держатся за руки. Однако путь их не окончен – надвигается Тьма, что поглощает и оскверняет души, запертые в вечном колесе Сансары. Тумэн и Асуйхан пытаются вырваться из смертельного круга. Тумэн провидец, он знает, куда им идти. Он ведёт за собой возлюбленную, а Асуйхан оберегает их от Теней и поглощённых Тьмой Душ. Им нужно добраться до северного склона горы Сумеру, который омывает священное Молочное море – забытое имя Байкала.
Но им не суждено добраться до горы. Преследователи нагоняют их, и души Асуйхан и Тумэна оказываются разлучены – их поглотило бесконечное движение Сансары.
Кажется, что это конец.
Но вот, во тьме вдруг забрезжил свет. Это Души, перерождённые и очищенные, двигаются в древнем танце. Они снова сходятся в круг, и тут из бесконечного потока выходят на сцену Тумэн и Асуйхан. Они переродились в новой вселенной, в которой оба они – люди. Их любовь преодолела все перемены и невзгоды и вернула их друг к другу. Они танцуют в последний раз – их души сливаются в единое целое, и они устремляются в Бесконечность.
Чувственный танцевальный спектакль проходит почти без слов. Зрители слышат только песнь сестёр и подруг Асуйхан во время свадьбы да воинственную молитву воинов-нукеров во время танца Годоһон. Здесь балет переплетён с контемпорари и модерн-танцем. А музыка бурятского композитора Анастасии Дружининой искусно связала современные и этнические музыкальные традиции: зрители слышат морин хуур, варган, суха-хур, сур, перкуссию, флейту, скрипку и многие другие традиционные и национальные инструменты, искусно вшитые в канву современных семплов.
Анжелика Эверстова - студентка 5 курса кафедры художественного перевода Литературного института имени А.М. Горького по мастерству перевода с якутского на русский язык.