
Ксения Синицына
«Демон» по Михаилу Лермонтову, Рязанский театр кукол, реж. Елена Оленина
«Печальный Демон, дух изгнанья…» — вновь лермонтовский «Демон» вернулся на сцену Рязанского театра кукол. Не только в обновлённом составе, но и с изменившейся сценографией.
На сцене всего трое — будто насмешливая божественная Троица, сразу говорящая о том, что Демон есть лучшее творение Создателя. Но изгнанное — оттого и безуспешно ищущее гармонию во мраке и небытии.
Серые каменные стены — дух кавказских гор, явившееся за ними безжизненное лицо — причудливый синтез врубелевских полотен и шаманских африканских масок. Демон ещё не поверженный, но уже и не летящий — ему остаётся лишь сидеть и смотреть на Тамару (Ольга Егорова), доживающую последние дни в девичестве.
Мир должен быть уравновешен — вот и Ангел (Артём Дереченко) рядом — в человеческом обличии, в ризе согбенного горца — отца Тамары. И лишь гроза предвещает, что страшный гость уже давно на пороге. Он уже убил жениха и является к Тамаре в человеческом обличии (Демон — Сергей Сизоненко).
Демон — само воплощение мрака, архетипичной силы зла. Он беспол — в его вожделении нет ни страсти, ни огня, лишь желание обладать чем-то назло. Назло соблазнить чистейшую душу, заманить к себе — и посмеяться над светом, доказать, что изгнанный из рая сильнее их всех, глупых и добрых. Но недаром Тамара прожила в горах Кавказа. Её душу невозможно забрать так просто: как бы её ни терзали бесы, она не сдаётся. Молится все усерднее, глаза безумны, волосы растрёпаны — она напоминает тёмную ирландскую Банши, но всё ещё самая чистая душой на этом свете. Невольно возникают параллели с распятым Иисусом в рок-опере «Иисус Христос-суперзвезда». Тот же контраст человеческого и инфернального.
Душе надо помочь. И свет не оставит свою дочь в беде — Ангел надеется на переговоры со злом, ещё одно бессмысленное одолжение. Казалось бы, безусловная добродетель: но возникают ли у света мысли о том, сможет ли Тамара жить дальше? Взгляд её говорит: она не здесь, она уже в дантовском чистилище и в мир вернуться она уже не сможет. Борьба за душу ещё имеет смысл, но она становится соперничеством добра и зла, в котором нет места людям — это лишь расходный материал. Об этом чётко и ясно говорят куклы: они различны только цветом. Их лица холодно-равнодушны, будто высечены из камня, а тела напоминают о безжалостных змеиных хвостах. Смертельным пленом они оплетают Тамару, которая уже бьётся в агонии. Всё больше вокруг тьмы, на сцене уже видны лишь силуэты. Свет отступил — сегодня не его очередь побеждать.
«Люби меня!», — Демон всё ещё хронически бесстрастен. Он — холодный, но испепеляющий огонь ада, воплощение первородного, беспричинного зла. Тамара ему всё ещё не нужна, но нужно окончательно повергнуть свет. Ангел отступил, но этого недостаточно.
Демона губит тщеславие и редкая сила человеческого духа — Тамара умирает, но с ним не оказывается. Молитвы ли её спасли или бессмысленность каприза зла — ответить на это трудно. Но даже Демон уважает чужую силу — и вместе с Ангелом они засыпают её тело цветами, превращая скалистую гору в тропический сад.
«Демон» — это не просто противостояние добра и зла, не история о капризе хтонической силы. Это — страшная притча о двоякости мира и мнимой всесильности со страшной моралью: бессмертна лишь душа, которую никто, кроме тебя самого никто не сможет защитить. Иногда лучше умереть, чем продолжать сражаться, ибо борьба не всегда имеет смысл, а уход вовремя может стать самым большим триумфом.
Ксения Синицына - блогер, пишет о театральной жизни Москвы, Санкт-Петербурга и регионов. Живет в Рязани.
«Демон» по Михаилу Лермонтову, Рязанский театр кукол, реж. Елена Оленина
«Печальный Демон, дух изгнанья…» — вновь лермонтовский «Демон» вернулся на сцену Рязанского театра кукол. Не только в обновлённом составе, но и с изменившейся сценографией.
На сцене всего трое — будто насмешливая божественная Троица, сразу говорящая о том, что Демон есть лучшее творение Создателя. Но изгнанное — оттого и безуспешно ищущее гармонию во мраке и небытии.
Серые каменные стены — дух кавказских гор, явившееся за ними безжизненное лицо — причудливый синтез врубелевских полотен и шаманских африканских масок. Демон ещё не поверженный, но уже и не летящий — ему остаётся лишь сидеть и смотреть на Тамару (Ольга Егорова), доживающую последние дни в девичестве.
Мир должен быть уравновешен — вот и Ангел (Артём Дереченко) рядом — в человеческом обличии, в ризе согбенного горца — отца Тамары. И лишь гроза предвещает, что страшный гость уже давно на пороге. Он уже убил жениха и является к Тамаре в человеческом обличии (Демон — Сергей Сизоненко).
Демон — само воплощение мрака, архетипичной силы зла. Он беспол — в его вожделении нет ни страсти, ни огня, лишь желание обладать чем-то назло. Назло соблазнить чистейшую душу, заманить к себе — и посмеяться над светом, доказать, что изгнанный из рая сильнее их всех, глупых и добрых. Но недаром Тамара прожила в горах Кавказа. Её душу невозможно забрать так просто: как бы её ни терзали бесы, она не сдаётся. Молится все усерднее, глаза безумны, волосы растрёпаны — она напоминает тёмную ирландскую Банши, но всё ещё самая чистая душой на этом свете. Невольно возникают параллели с распятым Иисусом в рок-опере «Иисус Христос-суперзвезда». Тот же контраст человеческого и инфернального.
Душе надо помочь. И свет не оставит свою дочь в беде — Ангел надеется на переговоры со злом, ещё одно бессмысленное одолжение. Казалось бы, безусловная добродетель: но возникают ли у света мысли о том, сможет ли Тамара жить дальше? Взгляд её говорит: она не здесь, она уже в дантовском чистилище и в мир вернуться она уже не сможет. Борьба за душу ещё имеет смысл, но она становится соперничеством добра и зла, в котором нет места людям — это лишь расходный материал. Об этом чётко и ясно говорят куклы: они различны только цветом. Их лица холодно-равнодушны, будто высечены из камня, а тела напоминают о безжалостных змеиных хвостах. Смертельным пленом они оплетают Тамару, которая уже бьётся в агонии. Всё больше вокруг тьмы, на сцене уже видны лишь силуэты. Свет отступил — сегодня не его очередь побеждать.
«Люби меня!», — Демон всё ещё хронически бесстрастен. Он — холодный, но испепеляющий огонь ада, воплощение первородного, беспричинного зла. Тамара ему всё ещё не нужна, но нужно окончательно повергнуть свет. Ангел отступил, но этого недостаточно.
Демона губит тщеславие и редкая сила человеческого духа — Тамара умирает, но с ним не оказывается. Молитвы ли её спасли или бессмысленность каприза зла — ответить на это трудно. Но даже Демон уважает чужую силу — и вместе с Ангелом они засыпают её тело цветами, превращая скалистую гору в тропический сад.
«Демон» — это не просто противостояние добра и зла, не история о капризе хтонической силы. Это — страшная притча о двоякости мира и мнимой всесильности со страшной моралью: бессмертна лишь душа, которую никто, кроме тебя самого никто не сможет защитить. Иногда лучше умереть, чем продолжать сражаться, ибо борьба не всегда имеет смысл, а уход вовремя может стать самым большим триумфом.
Ксения Синицына - блогер, пишет о театральной жизни Москвы, Санкт-Петербурга и регионов. Живет в Рязани.
27.11.2023
Другие новости
20 апреля Международная летняя театральная школа СТД РФ заканчивает прием заявок
К участию приглашаются профессиональные молодые актеры, танцоры и певцы, владеющие русским языком
18.04.2025
Юбилей Владимира Викторовича Васильева
Сегодня отмечает день рождения народный артист СССР Владимир Викторович Васильев
18.04.2025
Опубликован список участников выставки-лаборатории театральных художников в Казани
Отбор прошли участники из разных регионов России
18.04.2025
Владимир Машков удостоен премии «Верю. Константин Станиславский»
Премию на церемонии Открытия 47-го Московского международного кинофестиваля вручил Президент ММКФ Никита Михалков
17.04.2025